Интегративная физиология Марко Радо

Интегративная физиология

Марко Радо (Италия) — кинезиолог, физиотерапевт, почетный доктор медицины, почетный член МОО АПК, создатель направления интегрантивная физиология.

С 2003 года он ведёт собственные семинары, в которых объединяет западную науку и традиционные восточные знания. свое направление он называет Интегративная физиология.

Комплексная нейрогастроэнтерология – отношение кишечника и мозга; комплексная нейрокардиология – отношения сердца и мозга.

За последние несколько лет общее понимание и восприятие мозга изменилось: мозг не один! Поскольку уже несколько десятилетий люди говорят о Втором мозге, подразумевая, что кишечник может рассматриваться, как мозг сам по себе, а в последние годы специалисты пришли к открытию, что и другой орган может также считаться полноценным мозгом – сердце. Врачи Армор и Арделл термином «нейрокардиология» обозначают мозг сердца.

Данная статья представляет значение и функции «третьего мозга» с точки зрения традиционной китайской медицины и самых последних открытий биофизики.

 

В последние три десятилетия неврологи начали исследовать весь организм, а не только мозг. В последние годы появилось много данных о том, как энтерическая нервная система отражает активность центральной нервной системы.

 В своей книге «Второй мозг» доктор Майкл Д.Гершон описывает, как в прошлом его коллеги унижали его, говоря: «Ты не настоящий невролог – ты изучаешь кишки. Только мы – неврологи, потому что занимаемся мозгом»!  сейчас существует множество доказательств того, что кишечник обладает такой сложной внутренней нервной системой, что мы не можем просто говорить об энтерической нервной системе, но должны говорить о полноценном втором мозге.

Кишечник – вторая область организма с высокой концентрацией нейронов, даже больше, чем в спинном мозге или переферийной нервной системе. Кишечный мозг не всегда зависит от головного мозга, более того, он может сам принимать свои решения, обрабатывать информацию и независимо контролировать работу кишечника. Как пишет доктор Гершон: «Головному мозгу нет необходимости пачкать руки, занимаясь грязным делом пищеварения – эту задачу он делегировал мозгу в кишечнике». Но комплексность и сложность второго мозга (100 миллионов нейронов, встроенных в стенки желудочно-кишечного тракта, длина которого составляет около девяти метров) не может истолковываться только в терминах этого (довольно простого) пищеварительного процесса, должно быть что-то больше!

Доктор Эмеран Майер, профессор физиологии, психиатрии и биоповеденческих наук в медицинской школе Девида Геффена при Калифорнийском университете Лос-Анджелеса, также полагает, что кишечный мозг обладает большим количеством функций: «Второй мозг слишком сложен, чтобы заниматься одной лишь функцией – выведением отходов из кишечника».

Самый важный путь между головным мозгом и кишечным мозгом – это блуждающий нерв, но что удивительно, так это то, что около 90 % нейронов несут информацию из кишечника в мозг, но не в обратном направлении. Это означает, что кишечнику необходимо передавать мозгу больше информации, чем мозгу нужно передать кишечнику. Если кишечный мозг может сам принимать свои решения, зачем он столько общается с головным мозгом? Не о пищеварении идет речь, потому что, как говорит доктор Гершон, головной мозг не пачкает руки пищеварением. Тогда какова тема коммуникации между кишечным мозгом и головным мозгом?

 Доктор Майер предполагает, что «на большую часть наших эмоций влияние оказывают нервы нашего кишечника». Одна из гипотез заключается в том, что кишечный мозг активно задействован в физиологической реакции организма на стресс. Наше ежедневное эмоциональное состояние также зависит от сообщений второго мозга, направляемых первому мозгу.

В действительности, кишечная нервная система вырабатывает не меньше нейротрансмиттеров, чем головной мозг. Коллеги доктора Гершона были вынуждены снова признать его неврологом, когда он обнаружил, что 95% серотонина вырабатывается в кишечнике. Теперь мы знаем, что кишечник, а если быть точнее, то гастроэнтеропанкреатическая система вырабатывает 30 различных типов нейротрансмиттеров.

Влияет ли биохимический баланс кишечного мозга на головной мозг? У нас нет прямых доказательств, но мы точно знаем, что изменения ритма движения или состояния кишечника, как при синдроме раздраженного кишечника, всегда сопровождается перепадами настроения, депрессией и многими другими эмоциональными особенностями.

Причем воздействие оказывается не только на настроение или эмоции, но и на более конкретные неврологические функции. Например, как показывают наблюдения, у многих детей с аутизмом, дислексией и трудностями в учебе обнаруживаются желудочно-кишечные моторные нарушения. Это означает, что до некоторой степени существует связь между умственными способностями и кишечным мозгом.

Все эти вопросы привели к развитию новой области исследований, названной нейрогастроэнтерология,  для изучения второго/кишечного мозга с исключительно неврологической перспективы. Невролог может оставаться неврологом, даже если изучает кишечник.

И это еще не полная картина.

У нас есть не только второй мозг, но и, как было доказано, третий мозг, мозг сердца. Еще один орган может считаться полноценным мозгом – сердце. Это новое открытие полностью принадлежит западным специалистам, врачам Дж. Эндрю Армору, профессору физиологии и биофизики университета Далхаузи, и Джеффри Л.Арделлу, адъюнкт-профессору физиологии Университета Южной Алабамы, которые назвали его нейрокардиология. Они занялись изучениями Собственной нервной системы сердца (СНСС) и обнаружили, что более 50 000 нейронов и интернейронов составляют сложные неврологические цепи, достаточно тонко организованные, чтобы характеризоваться как мозг. Его система позволяет ему узнавать, запоминать и принимать функциональные решения независимо от головного мозга. Также сердце вырабатывает гормоны и нейротрансмиттеры, и количество сообщений, посылаемых от сердца к мозгу больше, чем от мозга к сердцу, точно также, как и в ситуации с кишечником.

Нейрокардиология не такая уж и новая наука – первая книга, написанная докторами Армором и Арделлом с таким заглавием, была опубликована в 1994 году, но самые первые исследования взаимодействий сердца и мозга проводились еще в 1970-х 1980-х годах физиологами Джоном и Беатрис Лэйси, и они впервые предположили причинную роль сердечно-сосудистой системы в регулировании перцептивной и когнитивной деятельности. Они высказали мнение, что сердечнососудистая система регулирует кортикальную функцию благодаря афферентному участию в сердечном цикле рецепторных нейронов в сердце,аортальной дуге и сонных артериях.

Что интересно в нейрокардиологии, так это тот факт, что основные типы нейронов в собственной внутренней системе сердца – это чувствительные нейроны, что однозначно свидетельствует о том, что сердце является органом чувств и центром кодирования и обработки информации. Сердце – это важный руководящий орган, способствующий объединению тела и духа, оно устанавливает связи между центром и периферией, доводит до нашего сознания не только наши эмоции и чувства, но и экстероцептивные, энтероцептивные и проприоцептивные восприятия. Мы с легкостью можем утверждать, что в сердце расположено наше шестое чувство.

Еще одно косвенное доказательство значительного влияния, оказываемого третьим мозгом на головной мозг, заключается в описании нарушений, происходящих после трансплантации сердца. Многие пациенты отмечают, что после операции у них меняются поведение, привычки и вкусы. Доктор Гэри Е.Шварц, профессор психологии на факультете психологии Аризонского университета, описывал множество случаев, когда воспоминания, модели поведения, предпочтения и привычки доноров передавались получателю органа. К примеру, люди начинали есть те продукты, которые раньше не любили, или начинали вести себя агрессивно и импульсивно, чего ранее за ними не замечалось, но такое поведение было похоже на личность донора.

После исследований пересадок сердца доктор Шварц предложил теорию системной памяти, которая утверждает, что все живые клетки обладают «памятью» и «декодируют» функциональные подсистемы внутри себя. В большинстве случаев предполагается, что обучение включает, прежде всего. Нервную систему и, во-вторых, иммунную систему. Как же тогда возможно, чтобы у пациентов, которым пересаживают периферийные органы, менялось поведение и отмечались параллели с личностями доноров,которых они никогда не встречали? Почему такие случаи часто встречаются при пересадке сердца и намного реже с другими органами? На эти вопросы можно ответить объяснением Традиционной Китайской Медицины, что в сердце расположен наш эмоциональный мозг, наша душа или подсознание.

Мы также можем сказать, что сердце вырабатывает энергетическое поле, которое оказывает воздействие на головной мозг и его волны, причем это поле информирует и координирует все органы и ткани тела, хранит все наши сознательные и подсознательные воспоминания, взаимодействует с энергетическими полями нашего окружения и других людей. Современная наука начинает только сейчас открывать для себя то, что древние традиции утверждали уже тысячи лет.

За последние годы было найдено доказательство того, что говоря о высших неврологических функциях, мы не можем говорить только о мозге, но должны употреблять этот термин во множественном числе. Нам нужно свести вместе изучение кишечного мозга и мозга сердца, если мы действительно хотим понять свои удивительные неврологические способности.

Вот почему, с кинезиологической точки зрения, чрезвычайно важно включать второй мозг и третий мозг, когда мы исследуем головной мозг на предмет дислексии, трудностей в обучении, аутизма, депрессии, перепадов настроения, биполярного расстройства и т.д.

Научно-практический журнал №2(02)  2014   ПРАКТИЧЕСКАЯ КИНЕЗИОЛОГИЯ. Путеводитель по жизни.