«Со-творение» – методика системной телесно-ориентированной терапии, основанная на Теории построения движений Н.А. Бернштейна.
Автор методики Максимова Елена Владимировна: Действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Действительный член Национальной Федерации Массажистов, Член педагогического общества К. Орфа «ROSA», МГУ, каф. Физиологии человека и животных; МИОО, каф. Олигофренопедагогики
Методика «Со-творение» используется для индивидуальной и групповой телесно-ориентированной терапии. Кроме того, для простраивания детско-родительских отношений, внутри семейного общения, для объединения людей в рабочие группы – через работу с телом.
Мы не работаем отдельно с ребенком. Мы работаем с мамой и ребенком (семьей).
«Простраивая» тело, мы видим, как вторично меняется психика ребенка, в том числе и ребенка-аутиста.
Особенности восприятия или поведения (как рефлексы или двигательные автоматизмы) просто встроены в психику человека на каждом из уровней построения движений.
Мы работаем с телом, а в результате меняем психические особенности ребенка. Возникают свойства личности, которые считаются отсутствующими у аутистов и детей с другими нарушениями развития.
На уровне А: дети прижимаются к родителям, формируется Доверие.
Глубокая чувствительность уровня А считается основой восприятия человеком себя, основой Я-сознания. У детей проходят страхи, связанные с «ненахождением» себя в пространстве; ребенок «сам по себе» выходит в пространство (уровень С), у него появляется центральное зрение, любопытство.
Эмпатия – дети чувствуют эмоции других людей, интересуются их эмоциями.
На уровне В: море Удовольствия и Страхи (дети с ослабленным или не включенным В-уровнем и не боятся, и удовольствия практически не испытывают).
Стимулирование сигнального восприятия в пространстве, объединение родителей и ребенка в «содвижении», в общении и игре. В результате такой работы растормаживаются врожденные двигательные автоматизмы тела, легче формируются автоматизмы речи и мышления.
На уровне С: Любопытство и Кураж на преодоление препятствия (и подражание, и социальная ссылка и т.п.).
Этот уровень – основа осознанного восприятия себя в мире, в пространстве, основа целостного сознания человека:
- все движения тела тонически наполнены;
- развитие целостного восприятия пространства – выделение объекта, разглядывание, слежение;
- достижение целей в пространстве;
- раппорт в общении родителей и детей;
- мимика и интонации общения;
- развитие игры по подражанию.
В результате такой работы уходят страхи, связанные с объектами в пространстве, появляется любопытство, активность в освоении мира, общении, формируется интонированное звучание, мимика. Позже этот уровень становится опорой для формирования Я-сознания, и «Я» в речи ребенка.
На уровне D: Нежность и Ласковость.
С нашей точки зрения, этот уровень – основа мифического сознания человека, основа коллективного бессознательного, ролевого поведения. Человек живет и действует в представляемом мире. Коррекция здесь: построение D-тела – легкого, текучего; построение топологического восприятия и движений по представлению. Используются основные мифологические сюжеты и роли в общении и игре. В результате такой работы ребенок осваивает социальные роли и социальное поведение. Его поведение определяется социальной ссылкой на значимых взрослых. В социальных взаимодействиях появляется нежность, ласковость.
Уровень Е – основа абстрактного мышления и творчества. Коррекция: развитие речи, мышления, творчества.
В основе метода лежит системность, опирающаяся на иерархию построения тела, а соответственно и психики человека. При многих психологических проблемах и психических расстройствах первичными являются нарушение восприятия или движения/поведения того или иного уровня построения движений. Поэтому диагностика и терапия строятся поуровнево — от низших уровней к высшим, от построения афферентного синтеза каждого уровня к построению синтеза эфферентного (движения, поведения). Методика работает не с отдельными телесными нарушениями и зажимами, а выравнивает построение тела и, соответственно, психики в целом.
Внутри данной методики мы работаем не с отдельными телесными нарушениями или блоками, а с целыми уровнями построения движений. Методика интегрирует в себе разнообразные техники телесной терапии, используя их внутри описанного выше, системного подхода. Работа через со-единение с телом клиента – через со-творчество. Мы не «чиним» клиента, а присоединяясь к нему, вызываем, стимулируем его собственные процессы восприятия, регуляции, восстановления, движения и поведения. Ближе всего к нашему методу – нейропсихология. Но нейропсихология создавалась А.Р. Лурией в то время, когда теория Н.А.Бернштейна была под запретом, хотя по воспоминаниям современников, он ее хорошо знал. Поэтому в нейропсихологии сохранился только уровень А – как первый блок мозга. Остальные уровни не выделяются. В кинезиологии работа ведется через уровень D – как разговор с телом.
Идея о многоуровневой работе мозга высказывалась многими врачами, физиологами, психологами XVІІІ, XІX, ХX в. – Сеченов, Орбели, Выготский, Пиаже, Инхельдер, Эриксон и др. Наиболее полно уровни работы мозга разобраны Н.А.Бернштейном на примере построения движений («О построении движений», 1947 г.). Многие ученые считают, что уровни построения движений можно рассматривать и как уровни физиологической регуляции нашего тела, и, соответственно, как уровни построения психики человека (Гиппенрейтер Ю.Б., Зинченко В.П., Величковский Б.М. и др.).
Мы владеем работой по всем уровням.
Основные процессы: — выравнивание или восстановление основных процессов восприятия и движения/поведения каждого уровня построения движений — присвоение и использование новых (исходно врожденных, расторможение тела) сущность методики.
Границы применения методики:
Методика «Со-творение» применяется, когда в запросах клиентов выявляются:
- Жалобы, связанные с проблемами тела – эмоциональные или тонические зажимы, постоянные или временно возникающие напряжения в теле, эмоциональная или психическая лабильность, неустойчивость.
- Жалобы, связанные с проблемами взаимодействия с близкими людьми. Т.е. мы работаем с реальными нарушениями восприятия (например, вторичное или запредельное торможение – как при психотравмах) и движения (при тонических эмоциональных блоках) тела. Но не работаем с нарушениями представляемыми – например, в роли Работницы напряжения и боли есть, а в роли Принцессы они припадают. Или когда нарушения семейных отношений связаны с нарушениями внутри семейной системы, или с представлениями о том, какую роль в семье должен играть тот или иной член. Этим клиентам мы рекомендуем использовать методики Театра архетипов, Сказкотерапии, Системных семейных расстановок и др.
С другой стороны, метод «Со-творение» может быть использован как вспомогательный при работе c любыми методиками психологической коррекции, где требуется клиенту помочь найти себя, свое место в пространстве окружающего мира, в том числе окружения человеческого.
Дальнейшее развитие и социализация ребенка зависят от возраста, в котором была начата коррекция и от социального окружения ребенка, атмосферы в семье, разумной последовательности и строгости в воспитании, наличия педагогов, умеющих работать на более высоких уровнях построения движений, наличия социальных групп, принимающих ребенка и много другого.
Мы рассказали о методах и результатах нашей практической работы. Конечно же, в нашей работе нужны неоднократные научные эксперименты, но это уже совсем другое направление деятельности, для которой необходимы ученые, исследователи. Мы же погружены в практическую работу по коррекции. При этом, у нас постоянно получается что-то новое, что необходимо опробовать и на себе, и на сотрудниках, принять, осмыслить. И если под это подвести научную базу, открытий и эффективных методик, без сомнения, станет гораздо больше.