Теория стресса в кинезиологии

Понятие «стресс» появилось в биологии, а не в психологии, и изначально, в своем строго научном смысле, оно не имело психологического значения. Г. Селье в 1936 году дал определение стрессу как «состоянию напряжения, являющееся стандартную реакцией организма на любое неблагоприятное воздействие». Иначе говоря, стресс – это выработанный в процессе эволюции неспецифический набор реакций, обеспечивающий системе переход в новый режим существования, при котором увеличивается устойчивость к неблагоприятным воздействиям среды, то есть происходит адаптация. Важным является, что  причиной патологических изменений является не само внешнее воздействие, а реакция организма на него.

В 50-70-х гг. ХХ в. слово «стресс» стало очень популярным. Р. Лазарус одним из первых обратил внимание на тот факт, что «неспецифическими» реакциями на  воздействие среды отвечает не только тело, но и психика. Так впервые были произнесены слова «психический стресс», который чаще называют психоэмоциональным. К середине 80-х гг. ХХ в. большинство ученых согласились с таким определением:

«Стресс — это состояние психического напряжения, возникающее у человека в экстремальных условиях».

Можно выделить два варианта стресса:

  • Дистресс – стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий пагубное влияние на здоровье.
  • Эустресс – стимулирующий стресс, на противодействие которому хватает ресурсов организма.

В кинезиологии понятие «стресс» обычно используется для описания негативного взаимодействия человека с окружающим миром. Мышечное тестирование помогает определить, с чем именно в жизни связан стресс. Слабый мышечный ответ обозначает наличие эмоционального стресса в связи с каким-то вопросом, проблемой или чувством, что буквально подкашивает человека, ослабляет его тело, его мышцы, и эту слабость можно определить посредством мышечного тестирования. Негативный эмоциональный заряд, то есть интенсивный электрический импульс, вызванный негативной эмоцией, вызывает слабый ответ мышцы.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ КАК ЯЗЫК ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

Для уточнения эмоционального состояния Г. Стокс и Д. Уайтсайд разработали барометр поведения – карту эмоционально-поведенческих состояний человека. История его появления необычна, так как авторы тестировали необходимые слова. Позже появилась испанская модификация – эмоциональная последовательность. В России она претерпела несколько переводов, пока был сформулирован нынешний вариант. Для трактовки слов англо-говорящие авторы обращались к словарю Вебстера, мы также внесли некоторые ремарки из словаря Ожегова.

Применяя эмоциональную последовательность, можно детально охарактеризовать состояние человека. Как прозвучало в одном из докладов на конгрессе русскоязычных психотерапевтов «Языки психотерапии», около 80 % населения страдает алекситимией, то есть неспособностью обозначить вербально свои переживания. В этом смысле эмоциональная последовательность – это удобный инструмент для работы с распознаванием и толкованием различных эмоциональных состояний, как положительных, так и отрицательных.

В ней существуют две основные части: негативная и позитивная, внутренне связанные друг с другом. Каждому термину из негативной части соответствует слово из позитивной части. Они подобны двум сторонам одной медали: для каждого неприятного состояния имеется соответствующее позитивное. Такое строение раскрывает возможности дальнейшей коррекции и определяет вектор движения в психотерапии: от негатива к позитиву, от нынешнего состояния к желаемому.

У каждого термина существует свое более подробное толкование. Например, можно рассмотреть первую категорию «приятие – противостояние» (см. Таб. №1). Все начинается с выбора реакции на происходящее: можно принять ситуацию, какая бы она ни была, или встретить ее в штыки и почувствовать антагонизм. Психотерапевт может использовать эту информацию иначе: если человек чувствует антагонизм по отношению к кому-то или чему-то, то возникает естественный вопрос — что он не принял? Как можно психотерапевтически помочь ему принять это? Это поможет эффективно провести сессию.

ПРИЯТИЕ

АНТАГОНИЗМ

1. Здравомыслящий 2. Идущий навстречу 1. Усматривающий атаку 2. Отмахивающийся
3. Ясный 4. Принимающий 3. Сомневающийся 4. Обремененный
5. Адаптирующийся 6. Знающий себе цену 5. Досаждаемый 6. Возмущенный
7. Достойный признания 8. Открытый 7. Противостоящий 8. Неспособный

У больших категорий существуют малые подкатегории, также находящиеся в зеркальном соответствии, например «видящий варианты» – или – «усматривающий атаку». Если человек считает, что его постоянно атакуют, как помочь ему увидеть иные варианты реакций, действий, отношения? Подобные соответствия прокладывают вектор сессии. Для каждого термина существует подробная трактовка, облегчающая понимание этих слов.

Язык эмоциональной последовательности можно выделить как отдельную существенную часть кинезиологии. Благодаря ей все эмоциональные состояния получают свое имя, перекидывается символический мостик между первой сигнальной системой и второй, происходит вербализация ощущений, порывов, страданий. Более того намечается путь дальнейшего движения к улучшению.

Эмоциональная последовательность включает в себя 162 термина, не так много на первый взгляд. Однако, учитывая, что это характеристики состояний человека, можно сказать, что это 162 названия различных эмоционально-поведенческих реакций, расширяющих горизонты понимания происходящего.

Эмоциональная последовательность стала неотъемлемой частью каждой коррекции, так как не взирая на причину обращения к кинезиологу, она помогает прояснить эмоциональную подоплеку происходящего.

Для коррекции обнаруженных отклонений или эмоциональных состояний применяются различные варианты воздействий, объединенные в обширную систему. Это упражнения, нацеленные на эмоциональное отреагирование, на релаксацию, воздействия, помогающие снизить общее напряжение, а также многое другое.